Город Дельфы: легендарная земля на территории Греции

Гoрoд Дeльфы: лeгeндaрнaя зeмля нa тeрритoрии Грeции

Для дрeвниx грeкoв зeмля былa плoским дискoм, в центре которого находились Дельфы.

И это было непросто географическое расположение. В процессе многих веков город притягивал к себе внимание всего античного мира.

К нему стекались купцы, поэты, ученые, спортсмены, правители и простые греки с целью познать себя. Надписи именно с таким призывом «познай самого себя» и «ничего сверх меры» были высечены на храме в честь бога Аполлона. Как же получилось у обычного горного селения стать центром притяжения всего античного мира?

Одной из святынь древних Дельф был камень Омфал «Пуп Земли». Прославился этот камень в первую очередь тем, что его отдали на съедение Кроносу вместо Зевса. Таким образом, камень спас громовержцу жизнь.

камень Омфал «Пуп Земли»

Зевс нашел камню применение, метнув его в место встречи двух орлов, выпущенных с разных концов земли навстречу друг другу. Место их встречи и определило центр мира. Легендарный камень Омфал, и по сей день находится в Дельфах. В древности ему поклонялись, втирали в него масла и украшали лентами.

Археологи утверждают, что первые святилища в Дельфах были устроены примерно в 1600 году до н. э. Посвящались они богине Земли – Матери всего живого. Затем селение пережило упадок и вновь воспряло, начиная с 1100 года до н. э. Возродились Дельфы уже, как город, посвященный мужественному богу Аполлону. Эту перемену можно объяснить сменой матриархального уклада общества на патриархальный.

Легенды гласят, что Аполлон пас быков змея Пифона, от имени которого и произошло название Пифийских игр и прорицательниц пифий. Возмужав, Аполлон убил змея, в наказание за что и должен был прорицать будущее. Захоронив останки змея под священным камнем Омфалом, Аполлон основал свое святилище для предвидений в Дельфах.

Аполлон и змей Пифон

Первыми его жрецами стали моряки. Аполлон обратился в дельфина и привел корабль в соседний порт Кирос, где и сообщил морякам об их судьбе. Название города происходит от индоевропейского корня «дельфы», что означает брат, единоутробный, утроба, а также от «дельфин» — новорожденный младенец.

Остается только предполагать, что символизирует название города: переход из небытия в мир живых, материнское лоно, центр мироздания. А может быть это дань тому, что именно в образе дельфина Аполлон явился своим жрецам.

 

Дельфийский оракул

Гадание и обращение к оракулам за советом было частью быта и культуры античного мира. Святилища с оракулами стали частым явлением, но именно Дельфам посчастливилось иметь удачное расположение, обеспечивающее поток паломников со всех концов известного мира.

Пророчеством занимались пифии: их выбирали сначала среди юных девственниц, затем из женщин более преклонного возраста и бывших замужем. Прорицание происходило раз в году в день рождения Аполлона – 7 февраля.

дельфийский оракул

Но с ростом популярности дельфийского оракула и увеличения числа паломников прорицательницы начали впадать в транс раз в месяц. Это происходило именно седьмого числа за исключением зимних месяцев, когда по преданию Аполлон покидал Грецию для встречи с матерью.

Со временем гадания стали проводиться практически ежедневно. Пифии к прорицанию готовились за несколько дней: очищались духовно и физически, затем садились на специальный треножник и вдыхали испарения, впадая в транс.

Произнесенные в этом состоянии обрывки фраз записывали жрицы и передавали посетителям. А те их уже толковали на свое усмотрение. Вскоре посещение оракула для многих стало постоянным паломничеством, помогавшим найти самого себя.

Геологи утверждают, что город находится на стыке тектонических плит, а из расщелины, созданной самой природой, струились испарения углеводорода и этилена. Эти газы способны провоцировать галлюцинации.

 

Пифийские игры

С ростом количества паломников росла и слава Дельфов. Вместе со славой пришли и щедрые дары. Город рос и процветал, на VII—V века до н. э. приходится его расцвет. За советом к оракулам обращались по самым важным вопросам.

Пифийские игры

В Дельфах принимались решения о начале войны и о колонизации новых земель. К оракулам стекалась информация со всего света. Дельфы уверенно становились политическим и культурным центром Греции. Сюда приезжали не только за священными ответами, но и обменяться новостями и товаром, а также насладиться искусством и спортивными достижениями.

Большую для греческого мира роль играли Пифийские игры, по значимости уступавшие только Олимпийским играм. Первое упоминание датируется 582 г. до н . э., когда состязания проходили только в музыкальном жанре, но уже с 590 г. до н. э. добавились выступления атлетов и скачки. Победители получали символические призы в виде яблока и лавра, но бесценным и главным результатом участия в играх была слава.

Города-полисы в борьбе за славу старались обеспечить всем необходимым своих спортсменов, чтобы те привели свой родной город к победе. Состязания проводились каждые четыре года в конце лета, и их началу предшествовали пышный пир и театральное представление, посвященное победе Аполлона над Пифом. Это событие играло значимую роль для всей Греции, а Дельфы увеличивали свою популярность и доход.

 

Дельфы политический центр

О том, что Дельфы играли объединяющую роль среди разрозненных греческих полисов, свидетельствует такой факт. После победы над Персами в 479 году до н. э. эллины установили памятный знак именно в Дельфах.

Представлял он собой треглавого медного змея высотой в 9 метров. На его туловище были перечислены все полисы, участвовавшие в войне. Дельфийским жрицам долгое время удавалось виртуозно исполнять роль миротворцев, уклоняться от политических противостояний и военных действий среди греческих полисов.

Первая священная война, в которой принимали участие Дельфы, датируется 595—583 гг. до н. э. Соседний портовый полис Кира возжелал взимать с приезжих паломников дань за проход к святилищу, что было грубым нарушением. И на стороне защиты прав греческих граждан выступили Афины.

Дельфы

В 449 году до н. э. фокидяне вторглись в Дельфы, жрицы этого поступка не одобрили и обратились за помощью к спартанцам. Новые союзники освободили Дельфы. Но вскоре Фокидский союз, заручившись поддержкой Афин в лице легендарного Перикла, вернул себе контроль над Дельфами.

Третью священную войну (355—346 гг. до н. э.) спровоцировали фокидяне. Они распахали священные земли, принадлежащие храму, и отказались компенсировать потери. Амфиктиония (объединение двенадцати соседствующих с Дельфами полюсов) обязала фокидян в качестве рабов искупить свою вину. Заручившись поддержкой спартанцев, фокидяне выступили за свою свободу.

Разграбление сокровищницы храма позволило им собрать внушительное войско и одержать ряд побед. Их победоносное шествие было остановлено союзом македонян и фессалийцев. Третья священна война окончательно ослабила Грецию и усилила позиции Филиппа II Македонского.

Фокида была разрушена, а её жителям позволялось селиться только небольшими деревнями.

В 339 году до н. э. священные земли вновь не давали покоя, но уже жителям Амфисы. Они незаконно их распахали, что спровоцировало начало IV священной войны. Укрепивший в предыдущем столкновении свои позиции Филипп II Македонский незамедлительно вмешался и подчинил себе территорию всей Греции.

 

Закат дельфийского оракула

Словно оправдывая свое название и легенды, окутавшие его, Дельфы процветали и достигли зенита своей славы в роли духовного, религиозного, культурного и политического центра всего античного мира Греции. Лелея мечты стать религиозным центром Персидской империи, Дельфы стали на сторону персов в греко-персидских войнах (V до н. э.). Эти войны и положили начало закату всемирной славе дельфийского оракула.

Дельфы

По соседству со слабеющей в междоусобных войнах Грецией росла и крепла новая империя — Римская. Дельфийским жрицам еще удавалось сохранять остатки влияния и сокровищ, период увядания длился с II века до н. э. по IV век н. э. Храм неоднократно подвергался разрушениям и разграблениям. Но более сильным потрясением был запрет гадания, признанный в 381 году языческим культом.

С расцветом христианства в Римской империи языческие верования увядали и уходили в историю. Последнее знаменитое предсказание датируется 362 годом. Правитель Римской империи хотел восстановить язычество и обратился за помощью в Дельфы. Ответ пришел неутешительный: «Молвите нынче царю – искусные пали чертоги, нет больше фивовой хижины, нет прорицального лавра, иссяк вдохновения ключ, говорливые воды иссякли». В 394 году пришел черед и Пифийских игр: их упразднили, как языческие.

Долгие столетия сокровища разворовывались, а славная история центра эллинской культуры скрывалась под обломками величественных зданий и обрывками легенд и преданий. И только в 1892 году были произведены раскопки, и древние Дельфы начали приоткрывать завесу своих тайн и времен, полных величия и славы.