Каляка-Баляка — древний дух из могильника

Кaлякa-Бaлякa — дрeвний дуx из мoгильникa

Сeмён Ржaвский нeдaвнo зaкoнчил мeдицинскoe училищe и вмeстe с бeрeмeннoй женой переехал в село Еловое, заведовать фельдшерским пунктом. Село располагалось на юге Сибири, и хотя и было глубинкой даже по местным меркам, но считалось жемчужиной этого региона. Фельдшерский пункт был новенький, недавно построенный.

Да и по программе привлечения молодых специалистов Ржавским дали дом с участком и приличную сумму подъёмных. Тем более что в городе, где они заканчивали свое училище, работы им не нашлось совсем. А здесь и дом, и подъёмные, и свежий воздух. Для беременной Ирины самое подходящее место. Тем более, что до районного центра всего шестьдесят километров, и сообщение регулярное.

Село было небольшое, но с давней историей. Жители очень хорошо друг друга знали, многие были родственниками, как и водится в маленьких сёлах. Ржавских приняли с радостью, и относились к ним с теплотой. Старались помочь.

Всё-таки медики, интеллигенция – к деревенской жизни не привыкшая ещё. Хотя Семён и пытался протестовать, говоря, что детство провёл тоже в деревне. Постепенно Ржавские стали своими в деревне, но одна особенность местных жителей всё никак не давала покоя Семёну.

Все жители села делились на местных (предки которых приехали в Сибирь ещё староверами) и коренных (старый хакасский этнос), но жили очень дружно и сплоченно. И сплачивала их религия. Несмотря на то, что местные были православные, а коренные исповедовали шаманизм. Был в селе и православный храм, при котором постоянно жил батюшка.

В храм постоянно ходили все местные. И ни одно событие не обходилось без благословения батюшки. В каждой избе был красный угол, стояли образа, под которыми всегда были зажжены лампадки. У коренных же на домах всегда были начертаны странные символы, и по всем событиям они обращались к шаману, который жил на окраине села.

Но шаман в ритуальный костюм одевался только для ритуалов, а в мирской жизни ходил в обычной одежде, и только местные знали, что это не просто деревенский дедушка, а очень уважаемый человек. Шаман и батюшка, несмотря на разные взгляды их религий, были очень дружны, и часто решали вопросы местных жителей сообща.

Но Семён был закоренелый атеист, не верил ни в Бога, ни в чёрта. Считая все религии лишь красивой сказкой для маленьких детей. Но местные относились к религии более чем серьёзно, и на этой почве часто спорил с местными.

Но местные как один советовали ему покреститься, разместить в доме красный уголок, и вообще поговорить с батюшкой. Батюшка тоже настаивал на необходимости приобщения к религии, но Семён упорно не хотел никого слушать.

Вскоре Ирина родила прекрасного мальчика, и жизнь семьи Ржавских наполнилась новыми заботами. Но за месяц до первой годовщины ребенка пришёл шаман и принёс с собой небольшие подарки – амулеты со странными символами.

Посоветовал повесить их над кроваткой ребёнка, а маленький амулет на шею ребёнка. И самим родителям посоветовал носить медальоны, которые он принёс с собой. Медальоны из кости оленя, с начертанными на них символами. Их он просил вообще никогда не снимать.

«Наше село стоит недалеко от древних могил. Здесь живут злые духи, которые легко могут повредить человеку. Чтобы обезопасить людей, на этом месте давно хоронят ушедших шаманов, но даже души старых шаманов не могут оградить нас от самых древних духов.

Они ходят по селу и могут, как зайти в дом, так и зайти в человека. А в человеке они начинают съедать душу, а потом живут в его теле, и делают зло. Но у взрослого человека душа тесно связана с телом, в отличие от детей, поэтому дух часто входит в новорожденных и забирает их тело, съедая душу. Только если дух зашёл недавно его ещё можно выгнать. Эти амулеты отгонят духа от вас», — говорил шаман.

«Что за ерунду вы говорите, — ответил Семён, — какие духи? Я, конечно, уважаю вашу культуру, но не надо рассказывать мне сказки».

«Местные называют духа Каляка-Баляка, хотя у него много имён, и какое настоящее не известно. Раньше он уже забирал детей», — сказал шаман.

«Ладно, — сказал Семён, — спасибо за подарки».

Но как только шаман ушёл, он собрал принесённые шаманом амулеты и бросил их в гараж. Уж очень он не любил, когда к нему лезли с навязыванием религии и всяких таких штучек.

И вот подошёл первый день рождения маленького Димки — сына Ржавских. Семён, как всегда был на работе, но собирался после обеда остаться дома. Ирина готовила праздничный обед и торт, поэтому с утра возилась на кухне. Сынишка тоже играл на полу в кухне. «Каляка-Баляка», — вдруг услышала Ирина.

Она удивленно посмотрела на сына и улыбнулась. Сынишка тоже улыбнулся и пополз к открытому шкафчику, где лежала разная посуда. «Не шали», — сказала Ирина сыну. И снова занялась приготовлением обеда у плиты. Вдруг резкая боль пронзила её ногу, и она упала, как подкошенная, на пол.

Димка, держа в руках окровавленный нож и улыбаясь, шёл к Ирине. «Каляка-Баляка», — сказал он, и замахнулся ножом. Ирина попыталась встать, но перерезанное сухожилие на ноге не дало ей этого сделать. Она закричала от боли и закрылась рукой.

Когда Семён пришёл на обед, то удивился, что жена его не встречает. По дому шёл запах горелой еды. «Жена! — крикнул он, — у тебя что-то горит». И скорее пошёл на кухню. То, что он увидел, заставило его пошатнуться. Такого он не видел даже во времена учебы.

На полу лежала мёртвая Ирина со вспоротым животом и изрезанными руками и ногами. На ней сидел окровавленный Димка с ножом, и, доставая что-то из Ирины, отрезал это и бросал в сторону. Заметив отца, Димка улыбнулся, и сказав: «Каляка-Баляка», — встал, и пошёл с ножом к Семёну.

Старый шаман с утра почувствовал, что грядёт беда. И никак не мог понять откуда. С утра у него были дела, но к обеду он поспешил навестить Ржавских. Когда он зашёл в дом, Димка уже шёл к отцу. Шаман прошёл на кухню и закрыл собой Семёна.

«Кыштже жетр», — сказал шаман.

«Каляка», — успел сказать Димка.

«Дыст-Жыкр», — быстро сказал шаман.

«Каля-Ба?», — сказал Димка, и выронил нож.

«Зарс-Жекши», — завершил заклинание шаман, взял со стола скатерть и быстро завернул застывшего ребенка.

«Пошли со мной, поможешь», — сказал он Семёну, взвалив Димку на плечо.

Оцепеневший от ужаса Семён послушно пошёл с шаманом. Они вышли за село огородами, и шаман привёл Семёна на старую поляну, где кроме камней ничего не было. Там он и провёл обряд по изгнанию духа Каляка-Баляка из мальчишки. Позже уже Семён узнал, что именно на том месте и был древний могильник, откуда в деревню приходили злые духи.

А ещё он узнал историю, которая произошла в этом селе во времена гражданской войны. Тогда в село пришёл красный комиссар, и первым делом превратил храм в амбар и стал всячески бороться с религией. Сам был безбожником, и того же требовал от подчинённых.

А когда жена у него родила, с ним случилось то же, что и со Ржавскими. Только ребёнок тогда успел и отца и мать убить, и во двор вышел. Мальчишку тогда помощник комиссара пристрелил, когда пришёл узнать, почему комиссар не пришёл на совещание.

После случившегося в доме Ржавских, Семён, как и советовал ему давно батюшка, покрестился, и начал носить нательный крест, который, как заверил шаман, тоже защищает от злых духов. А когда повторно женился, то оборудовал в доме красный угол. Как сказал шаман, а потом повторял и батюшка:

«Мир духов древнее нашего, и часто враждебен нам. Насмехаясь над знаниями древних, мы делаем себя слабее, забывая, что именно эти знания помогли им выжить и найти защиту среди добрых духов».

Конец.