Пугaющaя и мaнящaя истoрия русaлoк
«Русaлoчкa» Гaнсa Xристиaнa Aндeрсeнa — трoгaтeльный рaсскaз o мoлoдoй русaлкe, которая сражается за любовь и в награду получает долгую счастливую жизнь в облике человека. Шутка. Это версия Диснея.
У Андерсена, молодая русалка отдаёт свой язык, выпивает зелье, причиняющее невероятные страдания, и мучается от дикой боли при каждом шаге своих новоприобретенных ног — все для того, чтобы в конце концов возлюбленный принц женился на другой, а русалочка с разбитым сердцем превратилась в морскую пену. Она предпочла смерть ритуальному убийству спящего принца, хотя одной капли его крови было достаточно, чтобы вернуть прежнюю беззаботную жизнь в море. Серьёзно.
Именно по этой причине Starbucks выбрал русалку в качестве своего логотипа… Нет, это тоже шутка)). Тем не менее, Starbucks взял тысячелетнюю мифологию и разместил её на своих стаканчиках. Правда, отношения между видами: человек — русалка, были такими не всегда.
Обыватели представляли морских обитательниц одержимыми страстью соблазнять моряков с единственной целью — утащить в морские глубины. Считалось, что именно русалки, когда им не помогали чары обольщения, разбивали лодки и заманивали корабли в штормы.
Почему к русалкам сложилось неоднозначное отношение? Откуда пришли первые легенды о русалках? Без сомнения, история наших водных «кузенов» очень загадочная.
Божество с рыбьим хвостом.
Тьерри Бревертон в своей книге «Фантасмагория: сборник монстров, мифов и легенд» утверждает, что до появления русалок около 4 000 лет назад существовал водяной. Эа — вавилонский бог моря, у шумеров известный как Энки.
Нижняя половина его тела была рыбьей, а верхняя принадлежала человеку. Обычно его изображали как бородатого бога в рогатом колпаке и длинных одеждах в окружении текущего потока с рыбами.
Эа был одним из трех самых могущественных богов в Месопотамии, который не только считался покровителем искусств и ремёсел, но и находил время бороться со злом. Поскольку он был непосредственно связан с водой, божество считали покровителем (это не шутка!) уборщиков.
Позднее Эа превратится в Посейдона у греков и Нептуна у римлян.
Богиня плодородия, Земли и Воды.
Самое раннее упоминание о русалке как самостоятельной фигуре, вероятно, связано с сирийской богиней Атаргатис. Великая Мать, богиня плодородия, земли и воды несёт ответственность за защиту и общее благополучие своего народа. Голубь и рыба являются священными животными Атаргатис: голубь как символ любви и рыба как символ жизни и животворящей силы воды. Богиня настолько тесно отождествлялась с рыбой, что часто изображалась женщиной выше талии, и рыбой — ниже.
Сирийцы построили в честь Атаргатис самый большой и великолепный храм, какой только могли создать. Он был богато украшен, с золотыми потолками и дверями. Статуя богини, также сделанная из золота, сидела на двух львах со скипетром в одной руке и ручной прялкой в другой. Её талию подчеркивал пояс, наподобие того что по волшебству делал Афродиту неотразимой, когда она его носила.
Вся статуя была покрыта жемчужинами и драгоценными камнями со всего света, а в короне красовался крупный красный самоцвет, который освещал всю комнату. Удивительно, но где бы вы не находились в комнате, глаза статуи всегда смотрели прямо на вас. Неподалёку от храма находился прекрасный пруд со священными рыбами, куда бы вам вряд ли позволили бросить монетку на счастье.
Морские нимфы.
Не пойманный на вымысле, великий римский писатель-эрудит Плиний Старший, чья «Естественная история» прослужит для последователей научным Евангелием на протяжении веков, писал о нереидах.
Эти нимфы — наполовину человек, наполовину рыба — напоминают русалок, хотя «часть тела, составляющая человеческую фигуру, по-прежнему полностью покрыта грубой чешуёй».
Нереиды считались покровительницами рыбаков и моряков. Они приходили на помощь попавшим в бедственное положение на море. Отдельно нереиды отвечали за различные аспекты морской стихии: солёность морской воды, пену, песок, скалистые берега, волны и течения.
Плиний также упоминает «морских людей», которые с наступлением ночи залезают на корабли. При этом сторона судна, где усядется «морской человек», мгновенно начинает погружаться в воду, и, если он останется сидеть продолжительное время, корабль может полностью затонуть.
Сирены или русалки.
В раннем искусстве сирен изображали как птиц с головами женщин.
Позже — как женские фигуры с куриными ногами, с крыльями или без. Однако столетия спустя сирены «превратились» в красивых женщин — русалок, чьи тела, а не только голоса, были соблазнительны.
Эти злодейки заманивали моряков на верную смерть чарующим пением, что представилось на собственном опыте узнать Одиссею. Люди Одиссея ремнём привязали его к мачте корабля, а себе залепили воском уши, дабы не погибнуть у берегов волшебного острова вместе с кораблем.
Свидетельства прошлого.
Получается, русалка в европейской мифологии — довольно противоречивая личность. Иногда её изображали как красивую, соблазнительную деву, почти богиню, бесконечно желанную для одиноких моряков.
Иногда — как зверя, подобно сиренам, который тянул моряков за собой в чернильно-чёрные глубины. Но какими бы не рисовали портреты русалок, они оставили глубокие следы в навигационных знаниях средневековья.
Олаф Магнус, писатель и картограф 16-го века, создатель самой ранней и достоверной карты Северной Европы «Carta Marina», одержимо каталогизировал великое множество морских монстров, якобы обитающих вокруг Скандинавии.
Опираясь на рассказы рыбаков, он писал, что если русалка или морской человек попадут в сети и не будут выпущены на свободу в тот же момент, поднимется такая жестокая буря и такой ужасный, горестный плач, будто рев сотни монстров слился в один голос, способный обрушить небо.
Увидеть морского человека или натолкнуться на него в море, считалось крайне плохой приметой.
Были и другие, менее тревожные встречи. Согласно местным хроникам, в 1430 в Нидерландах, когда дамбы возле города Эдам уступили морю во время шторма, несколько девушек, плывших в лодке, нашли барахтающуюся в мелких грязных водах русалку.
Девушки подняли «находку» на борт, привели домой и одели в женское платье. У них не возникло ни малейшего сомнения, что найденное существо — женщина. Впрочем, русалка не смогла заговорить, даже если хотела, так как оказалась абсолютно немой.
Собственно, это было распространённым древним убеждением, что все земные создания имеют двойника в море, и люди не стали исключением. Известно, что есть морские коровы, морские коньки или морские свиньи, например.
Таким образом, раз человека в море представляют русалки, утверждалось, что даже духовенство имеет своих водных представителей: морских монахов и епископов.
Мифические существа или морские млекопитающие.
С началом эпохи великих географических открытий в поисках новых торговых путей количество встреч с русалками увеличилось, подобно взрыву, вместе с количеством мужчин на дорогих красивых кораблях, совершающих кругосветные путешествия.
Джон Смит, герой Пакахонтас, завидев русалку в Ньюфаундленде в 1614, отметил, что зелёные длинные волосы придают ей особый, оригинальный шарм, который нельзя назвать непривлекательным.
На самом деле, путешественники, вероятно, видели ламантинов. Или, предположительно, это могли быть другие необычные существа, например, морские коровы (капустницы) — млекопитающие из отряда сирен, которых исследователи часто встречали на своем пути, пока пробирались по миру. Невероятные, в 7-8 метров длиной и весом от пяти до десяти тонн, морские коровы были в 20 раз тяжелее ламантина и, возможно, даже африканского слона.
Поскольку они были по-настоящему массивными животными, им не нужно было бояться хищников… До появления человека. К сожалению, встречи с мореплавателями и рыбаками закончились полным истреблением медлительных и апатичных капустниц. На рубеже 19 века морская корова бесследно исчезла как вид.
Но оставались дюгони, которые, по всей видимости, в первую очередь стали источником множества мифов. Даже само название их вида — дюгонь — в переводе с малайского означает «морская дева». Они обитают в водах вокруг тех мест, что раньше являлись частью сирийской и вавилонской империи, и вполне могли вдохновить на фантазии об удивительных существах — полулюдях-полурыбах, как Атаргатис и Эа.
Как отмечает Майкл Ларго в своей «Большой ужасной книге о чудовищах», русалка, как плохое предзнаменование, является судам, плавающим слишком близко к берегу, где собираются группами животные отряда сирен, и есть опасность сесть на мель. Легче винить во всем безвредное морское млекопитающее, чем признавать собственные ошибки.
Но, как только наука и разум укрепили свои позиции в европейском обществе, русалка соскользнула дальше от естественной истории и глубже в матросское сознание. В конце конов, в открытом море никогда не помешает немного воображения. Так, например, спасение русалкой сыграло на руку Тому Хэнксу в фильме «Всплеск»… Посмотрите на него сейчас: у него есть Оскар, Золотой глобус и прочее.